Второй Собор

Всемирного Совета Национальных Католических Церквей

состоявшейся в Рабе (Хорватия) с 1 по 3 октября 2021 года.

 

In Nomine Domini Nostri Jesu Christi

 

1.    ДЕКРЕТ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ БЕЗБРАЧИИ, О ДОГМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ «PASTOR ÆTERNUS» (ВЕЧНЫЙ ПАСТЫРЬ) И ПАСТЫРСКО-САКРАМЕНТАЛЬНОЙ ОШИБКЕ

 

1.1.    Первое расхождение (Дисциплинарное) Римской Католической Церкви – обязательное безбрачие

1.2.    Второе расхождение (Догматическое) Римской Католической Церкви – Pastor æternus

1.3.    Третье расхождение (Пасторское и Священное) Старокатолической Церкви Утрехтской Унии

1.4.    Истинное решение – Всемирный Совет Национальных Католических Церквей

1.5.    Проблема Filioque остается на будущее

1.6.    Преодоление разделения между церквями

1.7.    Каноны

1.7.1 Относительно обязательного безбрачия

1.7.2 Относительно догматического декрета Pastor æternus

1.7.3 Относительно Пастырской и Сакраментальной ошибки

2. ДЕКРЕТ О СВЯЩЕННОНАЧАЛИИ

 

2.1. Святой Собор Всемирного Совета Национальных Католических Церквей
2.2. Священный Синод
2.3. Патриарх
2.4. Генеральный Секретарь
2.5. Архиепископ Митрополит
2.6. Архиепископ
2.7. Епископ
2.8. Священник
2.9. Диакон
2.10 Верующий
2.11 Episcopus vagans 

3. ДЕКРЕТ ОБ ИНТЕРКОМУНИИ

       3.1. Подходящие для общения
      3.2. Не подходят для общения

4. ДЕКРЕТ ПРЕСВЯТОГО ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ

ГЛАВА I.
Реальное присутствие Господа нашего Иисуса Христа в Святейшем Таинстве Евхаристии

ГЛАВА II.
Причина установления сего Святейшего Таинства

ГЛАВА III.
Превосходство Святейшей Евхаристии над остальными Таинствами

ГЛАВА IV.
Различные догматы о Евхаристии

Глава V.
Поклонение и почитание Святейшего причастия

ГЛАВА VI.
Сохранение таинства Святой Евхаристии и передача его больным

ГЛАВА VII.
Подготовка, которая должна быть дана, чтобы человек мог достойно принять Священную Евхаристию

ГЛАВА VIII.
Об употреблении сего дивного Таинства

 

Каноны с I по XI.

 

5. ДЕКРЕТ О СВЯЩЕНСТВЕ

ГЛАВА I.
Таинство священства

ГЛАВА II.
Почему это таинство называется таинством Священства?

ГЛАВА III.
Таинство Священства в домостроительстве спасения
Священство в Ветхом Завете
Единое священство Христа
Два способа участия в едином священстве Христа
В лице Христа-Главы
Именем всей Церкви

ГЛАВА IV.
Три степени таинства Священства
Рукоположение во епископа - полнота таинства Священства
Рукоположение пресвитеров - соработников епископов
Рукоположение диаконов - «для служения»
Совершение этого таинства
Кто может совершать это таинство?
Кто может принимать это таинство?

ГЛАВА V.
Последствия таинства Священства
Неизгладимая печать (характер)
Благодать Духа Святого
Вкратце о Священстве

 

 

 

Заявление Епископальной коллегии, возглавляемой Патриархом

 

С Милостью Божьей, и по вдохновению и защите Святого Духа, именем Иисуса нашего Господа, мы, Епископы собрались на Второй Всемирный Собор Национальных Католических Церквей (ВСНКЦ) вместе и объединенные нашим Патриархом, выполняющими служение Петра:

- Патриарх ЛЕОАНРДО БЕГ, Архиепископ Митрополит Автокефальной Церкви Провинции Святого Христофора;

- Монсеньер ПАВЕЛ БЕГИЧЕВ, Генеральный Секретарь и Архиепископ Митрополит Автокефальной Церковной Провинции Святого Михаила Архангела;

- Монсеньер Властимил Шульган Архиепископ Митрополит Автокефальной Церковной Провинции Святого Мефодия;

- Монсеньер Анте Мария Николич, Архиепископ Хорватской Католической Церкви Тела Христова в Канаде;

- Монсеньер Сергей Сухарев, Викарный Епископ в Церковной Провинции Святого Михаила Архангела. Санкт Петербург. Россия;

- Монсеньер Иван Пономарев Викарный Епископ в Церковной Провинции Святого Михаила Архангела.  Иркутск. Россия.

- Монсеньер Хансйорг Петерс,  Епископ Генерального Викариата Старокатолической Церкви Словакии в Австрии;

- Монсеньер  Антонин Еленек, Епископ  Генерального Викариата Старокатолической Церкви Словакии в Чешской Республики

 

как единое тело церкви, со Священноначалием, желанное Христом, руководимое в любви Святым Духом, молясь о заступничестве Святого Мефодия, Святого Архангела Михаила и Святого Христофора, заступников наших Церковных Провинций, и особенно молясь о заступничестве нашей Пресвятой Девы Марии и всех святых, Мы составили эти: 

 

 

 

ДЕКРЕТЫ

 

 

 

 

    • 1.    ДЕКРЕТ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ БЕЗБРАЧИИ, О ДОГМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ «PASTOR ÆTERNUS» (ВЕЧНЫЙ ПАСТЫРЬ) И ПАСТЫРСКО-САКРАМЕНТАЛЬНОЙ ОШИБКЕ

Святой Второй Собор ВСНКЦ, законно собранный, не без особого руководства и направления Святого Духа, заявляет:

1.1. Первое расхождение (Дисциплинарное) Римской Католической Церкви – обязательное безбрачие

До Второго Латеранского Собора, состоявшегося в 1139 г., существовала только одна Католическая Церковь, с Папой Римским – нашим духовным отцом во главе. Этот собор ввел обязательное безбрачие и разрушил тысячелетнюю практику церковного брака.  После нарушения тысячелетний практики рукоположения женатых, Традиция Старой Церкви, основанной на свидетельстве Евангелий и Апостолов, была нарушена. Это было первое отклонение Церкви в дисциплинарном смысле.

1.2. Второе расхождение (Догматическое) Римской Католической Церкви – Pastor æternus

До первого Ватиканского Собора, состоявшегося в 1870 г., все еще существовала только одна церковная юрисдикция Католической Церкви, с Папой Римским, нашим духовным отцом во главе. Но догматическим декретом Pastor æternus (о безошибочности [и юридическом всемогуществе] Епископа Рима) старая церковь была однозначно ранена, и более не являлась той же Церковью.
История Церкви ни знает ни одного безошибочного епископа, кроме Иисуса Христа нашего безошибочного Господа. И юрисдикционное всемогущество епископов в Риме, если оно и было таковым, прекратилось с расколом в 1054 году, таким образом было бессмысленно провозглашать это на Первом Ватиканском Соборе в 1870 г., после ряда столетий церковной независимости Восточных Православных Церквей. Единство может быть создано с помощью любви и понимания, а не односторонним догматическими постановлениями (Pastor æternus).

1.3. Третье расхождение (Пасторское и Священное) Старокатолической Церкви Утрехтской Унии

Утрехтская Уния была одной положительной попыткой преодолеть дисциплинарное и догматическое разделение Римской Католической Церкви, но Утрехтская Уния, распалась на новые пасторские и сакраментальные разделения, введя еретическое благословение однополых пар и рукоположение женщин в Духовный Сан, и это чуждо двухтысячелетней практике Церкви Христовой. 

1.4. Истинное решение – Всемирный Совет Национальных Католических Церквей

Вследствие вышесказанного, как истинное возращение к подлинному Католицизму, ВСНКЦ был создан как объединение национальных Католических церквей, которые продолжают Католическое учение и традицию.  ВСНКЦ был учрежден на встрече в Мафре, Португалия с 22 по 25 октября 2004 г. 

ВСНКЦ преодолевает разрыв и ясно показывает преемственность подлинного Католицизма. Таким образом Католическая Церковь действует без изъянов в единстве автокефальных церковных провинций, объединенных во Всемирный Совет Национальных Католических Церквей, как одна Католическая Церковь, изначально основанная нашим Господом Иисусом Христом и взращенная его апостолами и их преемниками во Святом Духе. Видимым символом единства Церкви является Старокатолический Патриарх.
Кроме того, мы чтим память всех пап истинной веры, начиная с женатого Папы Святого Петра (+ 67) до Папы Гонория II (+1130), мы признаем их как наших святых отцов.  По поводу нынешнего Папы: мы испытываем к нему огромное уважение и оставляем Митрополитам право выбора упоминать Папу в Каноне Мессы.

1.5. Проблема Filioque остается на будущее

Filioque это латинский термин («и от Сына») добавленный к первоначальному Никео-Константинопольскому Символу Веры (общеизвестному как Никейский Символ Веры), и который стал предметом большого раскола между Восточным и Западным Христианством. Этот термин относится к Сыну, Иисусу Христу, как дополнительному источнику Святого Духа.  Это не изначальный текст Символа Веры, принятого на Первом Константинопольском Соборе (381 г.), который говорит, что Святой Дух исходит «от Отца», без других дополнений, таких как «и от Сына».  Проблема Filioque спровоцировала множество ненужным споров в Церкви. Мы надеемся, что эта проблема будет преодолена в будущем. 

1.6. Преодоление разделения между церквями

Раскол церкви противоречит Божьей воле. Вся Церковь в мире находится в печальном положении, потому что отсутствует единство. Мы надеемся и молим Святого Духа восстановить Церковное единство. Потому что такова воля нашего Господа и Спасителя Иисуса. 
Вопрос общения и послушания среди церквей осуществляется через диалог между Церквями, который воплощается в церковной интеркомунии. Принятие одного главенствующего Епископа (Папы), может быть основано на каноническом церковном праве, и это в конечном счете и есть основа успешного диалога. Предварительным условием для этого является прекращение действия практики безбрачия для членов ВСНКЦ и не навязывания догматических декретов Pastor æternus.

1.7. Каноны

1.7.1 Относительно обязательного безбрачия
КАНОН I. Если кто скажет, что брак священнослужителя незаконен (до или после принятия таинства рукоположения в Священный Сан, потому что таинства дополняют и не противоречат друг другу) да не имеет с нами церковного общения.

1.7.2 Относительно догматического декрета Pastor æternus
КАНОН II. Безошибочность Римского епископа мы пониманием как благочестивое учение, предоставленное на свободный выбор верующих. 

1.7.3  Относительно Пастырской и Сакраментальной ошибки
КАНОН III. Если кто-либо скажет, что благословение (брак) однополых союзов и рукоположение женщин в священный сан это правильно да не имеет с нами церковного общения. Это чуждо двухтысячелетней практики Церкви Христовой.

 

 

 

2. ДЕКРЕТ О СВЯЩЕННОНАЧАЛИИ

Церковь устроена в священноначалии. Священноначалие очевидно в Автокефальных Церковных Провинциях. Во главе каждой Церковной Провинции стоит Архиепископ Митрополит. Митрополия включает трех Епископов, из которых один Митрополит. Церковная Провинция может состоять из нескольких светских государств. Автокефальные Церковные Провинции могут иметь свое собственное каноническое право, которого они придерживаются. Решения Собора обязательны для всех церковных областей и всех Епископов. 

2.1. Святой Собор Всемирного Совета Национальных Католических Церквей является высшем иерархическим представительством и церковным законодательным органом, а также высшей судебной властью. Это торжественное собрание всех Епископов, на котором решаются важные церковные вопросы, а решения и декреты обязательны для всех членов церкви ВСНКЦ. Собор созывается и возглавляется Патриархом. 

2.2. Священный Синод - это высший исполнительный (административный и надзорный), судебный и избирательный орган власти, в котором участвуют все Епископы.  Священный Синод, кроме прочего, созывается для избрания нового Патриарха. Синод созывает и возглавляется Патриархом. Если престол Патриарха sede vacante, Генеральный Секретарь созовет и возглавит Синод для избрания нового Патриарха. Если кафедра Генерального Секретаря также sede vacante, то старший Митрополит (в соответствии с возрастом епископского рукоположения) созывает и возглавляет Синод для избрания нового Патриарха.  

2.3. Патриарх ВСНКЦ, как правило, один из Митрополитов Церковной Провинции и символ единства Всемирного Совета Национальных Католических Церквей как единой Католической Церкви. Епископ также может быть выбран Патриархом, в этом случае, он также является высшим членом Церкви хотя и до этого не являлся Архиепископом Митрополитом. Патриарх не имеет юридической власти над другими Церковными провинциями, за исключением того, что он должен дать свое согласие на хиротонию нового епископа в ВСНКЦ. Без его дозволения, хиротония нового Епископа канонически незаконна, и такой рукоположенный Епископ не может быть в общении с ВСНКЦ, потому что это разрушает единство Церкви.  Патриарх — это важный советник Церкви чье мнение уважают.  Патриарх первый среди равных (primus inter pares). Все Епископы могут участвовать в выборах. Все Епископы могут быть кандидатами в Патриархи если они решат выдвинуть свою кандидатуру.  Патриарх принимает решение о принятии других Епископов в ВСНКЦ. Патриарх выбирает Генерального Секретаря и назначает Епископов в сан Архиепископа, а Архиепископов — в сан Архиепископов Митрополитов. 

2.4. Генеральный Секретарь ВСНКЦ - это служение, тесно связанное с Патриархом, призванное помочь ему в управлении ВСНКЦ. Патриарх выбирает Генерального Секретаря из Архиепископов Митрополитов Церковных Провинций.  В случае sede vacante Патриарха, Генеральный Секретарь возглавляет ВСНКЦ до избрания нового Патриарха и организует время и место Священного Синода для его выборов. 

2.5 Архиепископ Митрополит - это Архиепископ, которых возглавляет Церковную Провинцию. Патриарх присваивает титул Митрополита таким Епископам. 

2.6. Архиепископ - это епископ, который имеет законную власть над одной большой церковной территорией. Патриарх может присвоить почтенный сан Архиепископа Епископу за высокие пастырские заслуги.

2.7. Епископ - это высший церковный прелат и служитель, который получил высшую степень служения (полноту священства) и имеет законную власть над одной церковной территорией, или как Вспомогательный Епископ или Генеральный Викарий покрывает часть территории или даже большую территорию.

2.8. Священник - это служитель церкви, получивший для служения вторую степень рукоположения. Он помогает епископу и служит в церкви. 

2.9. Диакон - это служитель церкви, получивший для служения низшую степень рукоположения. Он помогает священнику и епископу и служит в церкви.

2.10. Верующий - это член церкви который не получил рукоположения, но заботится о церкви и помогает ей.

2.11. Episcopus vagans (странствующий епископ) - это Епископ, находящийся вне канонического церковного общения.

 

    3. ДЕКРЕТ ОБ ИНТЕРКОМУНИИ

 

3.1. Подходящие для общения

Для церковного общения приемлема Римская Католическая и Восточная Православная церкви, а также Консервативные Старокатолики и Национальные Католические Церкви. Если эти церкви соответствуют нашей специфике и нашим взглядам, мы одобряем общение с ними. Национальные католические церкви ВСНКЦ принимают учения Римской Католической церкви (кроме Второго Латеранского Собора, состоявшегося в 1139 г. с обетом обязательного безбрачие священнослужителей, и Первого Ватиканского Собора, состоявшегося в 1870 г. с учением о безошибочности римского епископа).

3.2. Не подходят для общения
Невозможно иметь общение с церквями Протестантской (и подобной) веры из-за больших противоречий в учении церкви (о таинствах, о реальном присутствии Христа в Евхаристии, об апостольской преемственности и т. д.).

 

4. ДЕКРЕТ ПРЕСВЯТОГО ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ

Как истинно верующие католики, мы никогда в полной мере не сможем объяснить важность Святого Таинства Евхаристии, и реального присутствия Господа нашего в ней.  С католической точки зрения, неправильное исповедание Евхаристии коренным образом подрывает все остальные доктрины.  Евхаристия — это основа церковного общения, единства, благодати, любви и благочестия. Месса — это учение, на котором церковь стоит или падает. Невозможно описать важность реального присутствия Христа в Святой Евхаристии.

Святой, Второй Собор ВСНКЦ, законно собранный, не без особого руководства и направления Святого Духа, верит в истинное и древнее вероучение и в Священную и Святую Евхаристию, которую наш Спаситель оставил в Своей Церкви как символ милосердия, в котором Он бы хотел с радостью видеть всех христиан, обоюдно соединенных и объединённых вместе.
Честно́е и божественное таинство Евхаристии, это целостное и истинное учение, которое   Национальные Католические Церкви собрали в общении Всемирного Совета Национальных Католических Церквей, наставленные Самим Господом нашим Иисусом Христом, Его апостолами и наученные Святым Духом, который изо дня в день напоминает Церкви всю истину, всегда сохранял и будет сохранять учение о реальном присутствии Господа Иисуса в таинстве Евхаристии.

ГЛАВА I.

Реальное присутствие Господа нашего Иисуса Христа в Святейшем Таинстве Евхаристии

Прежде всего, мы учим и открыто и ясно провозглашаем, что в животворящем таинстве Святой Евхаристии после освящения хлеба и вина под видом сих постигаемых чувствами вещей воистину, реально и сущностно находится Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и человек. Иисус будет та́инственно, присутствуя во многих других местах, пребывать ради нас в Своей сущности таким образом существования, который мы едва можем изъяснить словами, но который возможен для Бога, как мы можем постичь мыслью, просвещённой верой, и должны особенно твердо верить. Ибо так все наши рассуждавшие о сем святейшем таинстве предшественники, какие были в истинной Церкви Христовой, открыто исповедовали, что Искупитель наш установил сие дивное таинство на последней вечере, когда, благословив хлеб и вино, засвидетельствовал точными и ясными словами, что предлагает им Свое собственное Тело и Свою Кровь. Слова сии, сохраненные святыми Евангелистами и позднее повторенные Святым Павлом, несут свой собственный и в высшей степени ясный смысл, согласно которому и понимались отцами.

ГЛАВА II.

Причина установления сего Святейшего Таинства

Посему Спаситель наш, собираясь уйти из этого мира к Отцу, установил это Таинство, в котором словно излил богатство Своей божественной любви к людям, сотворив воспоминание Своих чудес, и заповедал нам, чтобы, принимая его, мы почитали память Его и возвещали Его смерть, доколе Он придет судить мир. Возжелал же Он, чтобы Таинство сие принималось словно духовная пища для душ, которым бы питались и укреплялись живущие жизнью Сказавшего: «тот, кто вкушает Меня, будет жить Мной», и словно противоядие, которым мы освобождаемся от повседневных провинностей и сохраняемся от смертных грехов. Сверх того, возжелал Он, чтобы сие было залогом будущей нашей славы и вечного счастья, а также символом того единого тела, главой которого Он является и к которому Он возжелал, чтобы мы были словно члены присоединены теснейшими узами веры, надежды и милосердия.

ГЛАВА III.

Превосходство Святейшей Евхаристии над остальными Таинствами

Воистину у святейшей Евхаристии общее с другими Таинствами то, что они являются символом священного и видимой формой невидимой благодати; превосходным же и исключительным в ней обнаруживается то, что остальные таинства тогда только имеют силу освящения, когда их употребляют, а в Евхаристии прежде употребления присутствует Сам Создатель святости. Ибо апостолы еще не приняли Евхаристию из руки Господней, когда Он воистину Сам подтвердил, что предлагаемое Им есть Тело Его. И всегда в Церкви Божьей была вера в то, что тотчас после освящения истинное Тело Господа нашего и истинная Кровь Его вместе с Душой и Божеством Его существуют под видом хлеба и вина. Но воистину Тело существует под видом хлеба и Кровь под видом вина силой слов, а То же Тело под видом вина, и Кровь под видом хлеба, и Душа под обоими видами – силой того естественного соединения и сопутствия, которым между собой объединены части Христа Господа, воскресшего из мертвых и более не умирающего, Божество же – посредством дивного ипостасного единства между Ним, Телом и Душой. По сей причине вернейшей истиной является то, что под любым из двух видов находится то же, что и под обоими. Ибо всецелый Христос существует под видом хлеба и под любой частью того же вида, и весь Он под видом вина и под частицами его.

ГЛАВА IV. 

Различные догматы о Евхаристии

Поскольку же Христос, Искупитель наш, сказал, что воистину то, что Он приносил под видом хлеба, есть Тело Его, то всегда в Церкви Божьей было то убеждение, какое ныне Мы заново и провозглашаем, что через освящение хлеба и вина совершается превращение всей сущности хлеба в сущность Тела Христа, Господа нашего, и всей сущности вина — в сущность Крови Его. Существуют различные догматы об Евхаристии, которые пытаются приблизить и объяснить эту тайну и способ присутствия Христа в Евхаристии (vere, realiter et sacramentaliter), но превыше всех этих догматов самое главное —знать, что это действительно происходит, и что это действительно присутствие Христа.

Глава V.

Поклонение и почитание Святейшего Причастия

Итак, не остается никакого места для сомнений, что все верные Христовы по обычаю, когда-либо принятому во Всемирном Совете Национальных Католических Церквей, сему святейшему Таинству воздают в благоговении поклонение, которое подобает истинному Богу. И не меньше до́лжно ему поклоняться от того, что оно было установлено Христом Господом для того, чтобы его принимали. Ибо мы верим, что в нём присутствует Тот же Самый Бог, о Ком Вечный Отец, вводя Его в мир, говорит: «И да поклонятся Ему все ангелы Божьи», которому, в Галилее поклонились апостолы, как свидетельствует Писание.

Посему Второй Всемирный Совет Национальных Католических Церквей провозглашает, что вполне благочестиво и богоугодно введен был в Церкви Божьей обычай, чтобы каждый год сие досточтимое Таинство торжественно почиталось в специальный праздничный день, и чтобы с благоговением и почестями его проносили в процессии по улицам и площадям. Ибо в высшей степени справедливо, чтобы были установленные священные дни, когда все христиане свидетельствовали бы неким специальным и исключительным знаком о том, что души их полны благодарной памяти об общем Господе и Искупителе за такое несказанное и явно божественное благодеяние, какое представляют победа и триумф Его смерти.

ГЛАВА VI.

Сохранение таинства Святой Евхаристии и передача его больным

Обычай сохранять в дарохранительнице Cвятую Евхаристию – настолько древний, что его знает даже эпоха Никейского Собора (см. Правило 13 Первого Вселенского Собора, Никейского). Более того, уделять священную Евхаристию больным и с этой целью бережно сохранять ее в церквях не только сопряжено с величайшей справедливостью и предусмотрительностью, но также заповедано многими ранними Соборами и соблюдается как древнейший обычай Католической Церкви. Потому сей святой Собор постановил во всём сохранять сей необходимый и спасительный обычай.

ГЛАВА VII.

Подготовка, которая должна быть дана, чтобы человек мог достойно принять Священную Евхаристию

Если не подобает никому приступать к этим священным служениям, кроме как со святостью, то, конечно, чем больше святость и божественность этого небесного таинства ясна христианину, тем бережнее должен он заботиться, чтобы не приступать к принятию его без великого благоговения и святости, особенно когда читаем мы у апостола такие слова, полные трепета: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29). Потому желающему причаститься следует воскресить в памяти заповедь его: «Да испытывает же себя человек» (1Кор.11:28). Церковный же обычай объявляет, что необходимое это испытание состоит в том, что никто, знающий за собой смертный грех, сколь бы он ни казался себе раскаявшимся, не должен приступать к священной Евхаристии без предварительной та́инственной исповеди.

ГЛАВА VIII.

Об употреблении сего дивного Таинства

Что же касается употребления, Древние Отцы справедливо и мудро различали три способа получения этого святого таинства. Верующие должны заранее подготовиться, чтобы приблизиться к этому божественному таинству. Касаемо же та́инственного принятия в Церкви Божьей всегда был обычай, чтобы миряне принимали Причастии от церковнослужителя, который, по крайней мере, является аколитом.

Господь Иисус Христос возлюбленную душу Свою отдал в уплату за наше спасение и плоть Свою – нам в пищу, чтобы христиане почитали сии священные тайны Тела и Крови Его и верили в них с таким постоянством и твердостью, такой набожностью души, таким благочестием и поклонением, чтобы часто могли принимать сей сверхъестественный хлеб, и чтобы он был для них воистину жизнью души и вечным здравием разума. Пусть, укрепленные его силой, смогут они в конце сего скорбного паломнического пути достичь небесной отчизны и тот хлеб ангельский, который ныне едят под священными покровами, вкушать без всяких покровов.

КАНОН I. Если кто отрицает, что в святейшем таинстве Святой Евхаристии воистину, реально и сущностно находится Тело и Кровь вместе с Душой и Божеством Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, весь Христос, но говорит, что Он там присутствует только как символ, или как образ, или силою да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН II. Если кто отрицает превращение сущности хлеба в Тело, сущности вина в Кровь да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН III. Если кто отрицает, что в досточтимом таинстве Евхаристии находится весь Христос под любым из видов и в каждой отделенной частичке любого из видов да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН IV. Если кто говорит, что, когда освящение совершено, в дивном таинстве Евхаристии нет Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, а есть оно только при употреблении, пока его принимают, но ни до, ни после того, и что в Гостиях, то есть освященных частицах, которые сохраняются или остаются после причастия, не остается истинное Тело Господа да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН V. Если кто говорит, что основным плодом святейшей Евхаристии является отпущение грехов или что от нее не происходит других действий да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН VI. Если кто говорит, что в святом таинстве Евхаристии Христу, единородному Сыны Божьему, не должно воздаваться внешнее поклонение, какое подобает Богу, и что потому не следует или почитать Его особым торжественным празднованием, или торжественно проносить в процессиях согласно достохвальному и всеобщему обряду и обычаю святой Церкви, или публично представлять народу для поклонения, а что поклоняющиеся ему суть идолопоклонники да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН VII. Если кто говорит, что не дозволено сберегать Святую Евхаристию в дарохранительнице, но тотчас после освящения необходимо раздать присутствующим, или что не дозволено с почестями нести ее больным да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН VIII. Если кто говорит, что Христос, присутствующий в Евхаристии, вкушается только духовно, а не также та́инственно и реально да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН IX. Если кто отрицает, что все и каждый верные христиане обоих полов, когда достигнут возраста рассуждения, должны хотя бы раз в год на Пасху приступать к Причастию да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН X. Если кто говорит, что не дозволено служащему священнику причащаться самому да не имеет с нами церковного общения.

КАНОН XI. Если кто говорит, что только вера – это достаточная подготовка к принятию святейшего таинства Евхаристии да не имеет с нами церковного общения.

 

5. ДЕКРЕТ О СВЯЩЕНСТВЕ

Святой Второй Собор Всемирного Совета Национальных Католических Церквей законно собранный, не без особого руководства и направления Святого Духа, утверждает доктрину Священства, основанную на доктрине Римской Католической Церкви. 

Во Всемирном Совете Национальных Католических Церквей таинства и благословения совершаются в соответствии с Римским обрядом, но обряды также могут быть Восточно-Православными.

Епископы как преемники апостолов и члены коллегии участвуют в апостольской ответственности и в миссии всей Церкви под единством Всемирного Совета Национальных Католических Церквей, образованного автокефальными церковными провинциями, и возглавляемые Патриархом, как символом единства первого среди равных. 

Второй Собор Всемирного Совета Национальных Католических Церквей учит, что существует семь Таинств или обрядов, посредством которых Бог может передать свою благодать человеку. Таинства являются источниками Божьей благодати — каждый раз, когда верующие принимают участие в таинстве, они получают благодать.

ГЛАВА I.
Таинство священства

1. Священство есть таинство, благодаря которому миссия, доверенная Христом апостолам, продолжает осуществляться в Церкви до скончания века: оно, таким образом, есть таинство апостольского служения. Апостольское служение имеет три уровня: епископский, пресвитерский и диаконский.

ГЛАВА II.
Почему это таинство называется таинством Священства?

2. Латинское слово ordo было наименованием гражданских сословий, и прежде всего сословия власть имущих. Ordinatio означает «включение в орден (ordo)». В Церкви существуют установленные чины, которые Традиция не без оснований в Священном Писании (Евр. 5:6; 7:11; Пс. 109:4), с древнейших времён называет также τάξεις (по-гречески «чины»), ordines (по-латыни): так, литургические тексты говорят об ordo episcoporum, ordo presbyterorum, ordo diaconorum (епископский чин, пресвитерский чин, диаконский чин). Другие группы также получили название ordo: катехумены, девы, супруги, вдовы...

3. Введение в один из этих чинов Церкви происходило через обряд, который назывался ordinatio. Это было религиозное и литургическое действие, имевшее значение посвящения, благословения или таинства. Сегодня слово ordinatio сохранено за сакраментальным действием, которое включает в епископский, пресвитерский или диаконский чин. Это — нечто большее, нежели просто избрание, назначение, наделение полномочиями или установление посредством общины, ибо это сакраментальное действие дает дар Духа Святого, позволяющий осуществлять «священную власть» (sacra potestas), которая может исходить только от Самого Иисуса Христа — через Его Церковь. Рукоположение (ordinatio) носит также название «посвящения» (consecratio), ибо оно есть избрание и принятие через Самого Христа для Его Церкви. Возложение рук епископом, сопровождаемое молитвой посвящения, представляет собой видимый знак этого посвящения.

ГЛАВА III.
Таинство Священства в домостроительстве спасения

Священство в Ветхом Завете

4. Избранный народ был поставлен Богом как «царство священников и народ святой» (Исх. 19,6, ср. Исаия 61,6). Но в самом народе Израиля Бог избирает одно из двенадцати колен, колено Левитов, и выделяет их для литургического служения; Бог Сам становится частью их наследия (Ср. Числа 1:48-53; Иис.Н. 13:33). Особый обряд положил начало священству Ветхого Завета. В нем священник «для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» (Евр 5,1; ср. Исх 29:1-30; Лев 8)

5. Это священство, установленное для возвещения Слова Божия и для восстановления общения с Богом через жертвы и молитвы (ср. Мал 2: 7-9), было, однако, неспособно совершить спасение; оно должно бесконечно повторять жертвоприношения, не достигая окончательного освящения, которое совершит только жертва Христа (ср. Евр 5: 3; 7:27; 101-4).

6. Однако, литургия Церкви видит в священстве Аарона и служении левитов, как и в избрании «семидесяти из старейшин» (ср. Числа 11: 24-25), прообраз служения священства Нового Завета.
Так, в Обряде Церковь молится во вступлении к ПОСВЯЩЕНИЮ ЕПИСКОПОВ:

Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа…
Твоим милостивым словом
Ты начинал придавать образ Твоей Церкви.
C самого начала,
Ты предназначил народ, происшедший от Авраама, стать святым народом.
Ты поставлял его начальников и священников
и всегда заботился о служении в святилище Твоем...
(Римский Понтификал, Рукоположения Епископов 26, Молитва Консекрации)  

Во время РУКОПОЛОЖЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ Церковь молится:

Господи, Пресвятой Отче…
Ты поставил во главу народа первосвященников, которые должны были вести его,
но Ты также избрал и других людей, которых Ты приобщил к их служению
и которые помогали им в исполнении их поручения…
Так, Ты дал семидесяти мужам, исполненным мудрости, дух, которым Ты одарил Моисея…
и Ты дал сынам Аароновым
удел в посвящении, полученном их отцом.
(Римский Понтификал, Рукоположения Священников 22, Молитва Консекрации)  

И в посвятительной молитве при РУКОПОЛОЖЕНИИ ДИАКОНОВ Церковь исповедует:

Пресвятой Отче ...,
Ты даровал Церкви Твоей, Телу Христову,
разнообразной в различии небесных даров
и единой в многообразии своих членов,
чудесно соединяемой святым духом,
возрастать и устрояться в новый храм твой.
Для этого ты установил, чтобы три степени священства
совершали святое служение во славу имени Твоего,
как уже от начала Ты избрал сынов Левия
для исполнения служения в первой скинии.
(Римский Понтификал, Рукоположения Диаконов 21, Молитва Консекрации)  

Единое священство Христа

7. Все прообразы священства Ветхого Завета находят свое полное осуществление во Христе Иисусе, «едином посреднике между Богом и человеками» (2 Тим 2:5). Мелхиседек, «священник Бога Всевышнего», считается в христианском Предании прообразом священства Христа, единого «Первосвященника по чину Мелхиседека (Евр. 5:10; ср.6:20; Бытие 14:18), «святого, непричастного злу, непорочного» "(Евр.7:26)", который «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14), то есть единой Жертвой Своего Креста.

8. Искупительная Жертва Христа едина, она совершена раз и навсегда. ОДНАКО ОНА ПРИСУТСТВУЕТ В ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЖЕРТВЕ ЦЕРКВИ. То же самое относится к единому священству Христа: оно присутствует в служебном священстве и это никак не умаляет единственности священства Христа: «Поэтому Христос есть единственный истинный Священник, а все остальные только служители Его» (св. Фома Аквинский, Евр. 8:4)

Два способа участия в едином священстве Христа

9. Христос, Первосвященник и единственный Посредник, сделал Церковь «царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:6; ср. Откр.5:9-10; 1 Пет.2:5,9). Вся община верующих как таковая — священническая. Верные осуществляют свое священство крещеных участием — каждый согласно своему собственному призванию — в миссии Христа, Священника, Пророка и Царя. Таинствами Крещения и Миропомазания верные «посвящаются...священство святое».

10. Служебное, или иерархическое, священство епископов и священников и общее священство всех верующих, хотя «и то и другое участвует каждое по-своему в едином священстве Христа», однако, существенно различаются между собой, будучи, тем не менее, «предназначены друг к другу». В каком смысле? Если общее священство верных осуществляется в развитии благодати Крещения — личной жизни веры, надежды и любви, жизни по Духу Святому, то служебное священство находится на службе общего священства, оно помогает развитию крещальной благодати всех христиан. Оно есть одно из средств, с помощью которых Христос непрестанно созидает и ведет Свою Церковь. Именно поэтому оно передается через особое таинство — таинство Священства.

В лице Христа-Главы

11. В церковном служении рукоположенного священника Сам Христос присутствует в Своей Церкви как Глава Тела, Пастырь стада, Первосвященник искупительного жертвоприношения, Учитель Истины. Это выражает Церковь, провозглашая, что священник, в силу таинства Священства, действует в лице Христа-Главы (in persona Christi Capitis).
12. Это один и тот же Священник, Христос Иисус, роль Которого в действительности берет на себя священник. Он истинно уподоблен Первосвященнику в силу принятого им священнического посвящения и обладает властью действовать силою и от лица Самого Христа, Которого он представляет (virtute ас persona ipsius Christi).

13. Христос есть источник всего священства, ибо священник Ветхого Завета был прообразом Христа, а священник Завета Нового действует в Его лице.

14. Через служебное священство — в особенности через епископов и священников — присутствие Христа как Главы Церкви становится видимым среди верующих. По прекрасному выражению св. Игнатия Антиохийского, епископ есть живой «образ Отца» (τύπος τοû Πατρός) (Св. Игнатий Антиохийский, к Тралл.3,1:SCh 10,96; ср. к Магн.6,1:SCh 10,82-84).

15. Это присутствие Христа в осуществляющем служебное священство не следует понимать так, как если бы священнослужитель был свободен от всех человеческих слабостей, таких как властолюбие, заблуждения и даже грех. Сила Духа Святого не оказывает влияния в одинаковой мере на все действия священнослужителей. В то время как оно присутствует в таинственных действиях — таким образом, что даже грех осуществляющего служебное священство не может воспрепятствовать плодам благодати, существует множество других действий, в которых остаются следы его человеческих особенностей, не всегда являющихся знаком верности Евангелию и, таким образом, способных повредить апостольской плодотворности Церкви

16. Служебное священство. Это обязанность, возложенная Господом на пастырей Его народа, есть подлинное служение. Оно полностью соотнесено со Христом и с людьми. Оно полностью зависит от Христа и Его единого священства, и оно было установлено на пользу людям и церковной общине. Таинство Священства облекает «священной властью», которая есть не что иное, как власть Христова. 

17. Осуществление этой власти должно поэтому соизмеряться с образцом Христа, который из любви сделался последним и слугой всех людей (ср. Мк10: 43-45; 1 Пет.5:3). «Господь ясно сказал, что забота о Его стаде есть доказательство любви к Нему» (Св. Иоанн Златоуст, De sac.2,4:PG 48, 636; Иоанн 21:15-17).

Именем всей Церкви

18. Служебное священство имеет своей задачей не только представлять Христа — Главу Церкви — перед собранием верных, но оно действует также от имени всей Церкви, предстоя перед Богом в молитве Церкви, и в особенности - совершая Евхаристическую жертву.

19. «Именем всей Церкви» — не означает, что священники уполномоченные общины. Молитва и приношение Церкви не отделимы от молитвы и приношения Христа, Ее Главы. Речь идет о поклонении Христу в Его Церкви и через нее. Вся Церковь, Тело Христово, молится и предает себя «через Христа, со Христом и во Христе», в единстве Святого Духа в жертву Богу Отцу. Все Тело, Caput et membra (Глава и члены), молится и предает себя, и поэтому те, кто в этом Теле исполняет особое служение, называются служителями не только Христа, но и Церкви. Именно потому, что служебное священство представляет Христа, оно может представлять Церковь.

 

 

ГЛАВА IV.
Три степени таинства Священства

20. Богоустановленное церковное служение совершается в различных степенях теми, кто издревле называется епископами, священниками, диаконами. Католическое учение, выраженное в литургии, в Соборах ВСНКЦ, и в постоянной деятельности Церкви, признает, что существует две ступени участия служебного священства в священстве Христовом: епископский и пресвитерский чин. Диаконат предназначен для того, чтобы помогать и служить им. Поэтому слово священник (sacerdos по-латыни) в нынешнем его употреблении обозначает епископов и священников, но не диаконов. Тем не менее, согласно католическому учению, степень участия в священстве (епископский и пресвитерский чины) и степень служения (диаконство) — обе должны быть дарованы таинством, называемым «рукоположением» (хиротонией), то есть таинством Священства: «Да почитают все диакона, как Иисуса Христа, как и епископа, который есть образ Отца, и пресвитеров как сенат Божий и собрание апостолов: без них не может быть речи о Церкви» (Св. Игнатий Антиохийский, к Тралл.3,1:SCh 10,96).

Рукоположение во епископа — полнота таинства Священства

21. Среди разных служений, с самого начала исполняемых в Церкви, первое место, по свидетельству Предания, занимает должность тех, кто поставлен на епископское служение через преемство, восходящее к самому началу, и носителями апостольского преемства.

22. Чтобы исполнять свою высокую миссию, апостолы «были обогащены Христом особым излиянием Духа Святого, нисшедшего на них; сами они возложением рук передавали своим помощникам дар, сообщаемый доныне через епископское рукоположение» (ср. Деян.1:8;24; Иоанна 20:22-23; 1 Тим.4:14; 2 Тим.1:6-7).

23. Через епископское рукоположение сообщается полнота таинства Священства, которое литургическое предание Церкви и голос Святых Отцов верно называют высшим священством, полнотой (summa) священнослужения.

24. Епископское рукоположение, одновременно с обязанностью освящать, налагает также обязанность учительства и управления. И действительно, через возложение рук и через слова посвящения сообщается благодать Духа Святого и налагается священная печать, так что епископы исключительным и видимым образом занимают место Самого Христа, Владыки, Пастыря и Первосвященника, и действуют в Его лице (in Eius persona agant). Так, Духом Святым, им данным, епископы поставляются как истинные и подлинные учители веры, первосвященники и пастыри.

25. Членами епископского чина становятся силой таинства рукоположения и иерархического общения с главой и членами коллегии. Характер и коллегиальная природа епископского чина выражаются, среди прочего, в древнем обычае Церкви, которая желает, чтобы в посвящении нового епископа участвовало большее число епископов. Для законного рукоположения епископа требуется документ об избрании Синода или документ о назначении компетентных церковных властей — в зависимости от традиции или организации конкретных автокефальных провинций и церкви Всемирного Совета Национальных Католических Церквей.

26. Каждый епископ как викарий Христа несет пастырскую миссию во вверенной ему отдельной Церкви, но в то же время призван коллегиально со всеми своими братьями в епископстве заботиться обо всех Церквах. Если каждый епископ является собственно пастырем части стада, доверенной его попечению, то в качестве законного преемника апостолов по Божиему установлению он несет солидарную ответственность за апостольскую миссию Церкви.

27. Все, что сказано выше, позволяет понять, почему Евхаристия, которую совершает епископ, имеет особое значение как знамение Церкви, объединенной вокруг алтаря под начальством того, кто видимо представляет Христа, Доброго Пастыря и Главу Своей Церкви.

Рукоположение пресвитеров — соработников епископов

28. Христос, Которого Отец освятил и послал в мир, сделал участниками Своего освящения и посланничества через Своих апостолов их приемников, то есть епископов, а они законно передали бремя своего служения в различной степени разным лицам. Их функция служения передана пресвитерам на подчиненном уровне; они поставлены в священническом чине, чтобы быть соработниками епископского чина в выполнении апостольской миссии, вверенной Христом.

29. Функция пресвитеров, будучи связанной с епископским чином, причастна к власти, которой Сам Христос созидает и освящает Свое Тело и управляет им. Поэтому священство пресвитеров, основывающееся на таинствах христианского посвящения, даруется только посредством особого таинства, которое помазанием Духа Святого запечатлевает священников особой печатью (характером) и так уподобляет их Христу-Священнику, чтобы они были способны действовать от лица Христа Главы.

30. «Пресвитеры, хотя и не обладают высшей степенью Священства и зависят от епископов в исполнении своей власти, соединены, однако, с ними в священническом достоинстве и в силу таинства Священства, по образу Христа, вечного Первосвященника, посвящены, чтобы проповедовать Евангелие, пасти верных и совершать богослужение как подлинные священники Нового Завета» (Евреям 5:1-10;7:24; 9:11-28; Св. Григорий Назианзин, Оратион 2,22:PG 35,432B).

31. В силу таинства Священства пресвитеры принимают участие во вселенской миссии, доверенной Христом апостолам. Духовный дар, полученный ими при рукоположении, готовит их не к ограниченной и узкой миссии, а «к широкой и вселенской миссии спасения», «до предела земли» (Деян.1:8), готовых в глубине своего сердца проповедовать Евангелие повсюду.

32. Они исполняют свое священнослужение прежде всего в Евхаристическом собрании верующих (synaxis), где они, действуя от лица Христа и провозглашая Его тайну, присоединяют прошения верующих к жертве их Главы и в Евхаристическом жертвоприношении, доколе не придет Господь, изображают и применяют к действительности Единую Жертву Нового Завета, Христа, принесшего Себя Самого Отцу (1 Кор.11:26) один раз навсегда как Жертву непорочную. Все священническое служение черпает свою силу из этой единственной жертвы.

33. Пресвитеры, заботливые сотрудники чина епископов, их помощники и посредники, призванные к служению народу Божиему, составляют вместе со своим епископом единый пресвитерий (presbyterium), назначенный для исполнения разных функций. В каждой отдельной местной общине верных через них как бы присутствует сам епископ, с которым они объединены доверием и единодушием и в свою очередь разделяют его обязанности и заботы, исполняя их ежедневным попечением. Священники могут осуществлять свое служение только в зависимости от епископа и в общении с ним. Обет послушания, который они дают епископу во время рукоположения, и лобзание мира, которое дает епископ в конце литургии рукоположения, означают, что епископ считает их своими соработниками, сыновьями, братьями и друзьями и что со своей стороны они должны оказывать ему любовь и послушание.

34. Все пресвитеры, через рукоположение поставленные в пресвитерский чин, соединены между собою братскими узами через таинства; но особым образом они составляют единый пресвитерий в епархии, на служении которой они состоят под властью своего епископа. Единство пресвитерия находит литургическое выражение, когда во время обряда рукоположения, после епископа, пресвитеры в свою очередь совершают возложение рук.

Рукоположение диаконов — «для служения»

35. На нижней ступени иерархии находятся диаконы, которые рукоположены не для священства, а для служения. При рукоположении во диакона один только епископ совершает возложение рук, что знаменует особую связь диакона с епископом в задачах его «диаконии» (ср. Св. Ипполит, Trad. ap.8:SCh 11,58-62).

36. Диаконы участвуют особым образом в миссии и благодати Христа. Таинство священства отмечает их печатью (характером), которой никто не может лишить, и которая уподобляет их Христу, сделавшему Себя «диаконом», то есть слугой всех. Помимо других обязанностей, диакону надлежит помогать епископу и священникам во время совершения божественных тайн, особенно Евхаристии, преподавать ее; ассистировать при совершении таинства брака и благословлять его; возвещать и проповедовать Евангелие, предстоятельствовать при погребении и посвящать себя различным делам милосердия.

37. В самом деле, достойно и полезно, чтобы мужчины, исполняющие в Церкви истинное диаконское служение, будь то в литургической и пастырской жизни или в социальной и благотворительной деятельности, были укреплены рукоположением, переданным от апостолов, и тем самым более тесно связаны с алтарем, чтобы действеннее выполнять свое служение посредством благодати диаконства, преподаваемой через таинство.

Совершение этого таинства

38. Рукоположение во епископа, во священника или во диакона ввиду своего особого значения для жизни отдельной Церкви должно совершаться при участии как можно большего числа верующих. Предпочтительно совершать его в воскресенье и в кафедральном соборе, со всей торжественностью, какой требуют обстоятельства. Все три посвящения — епископа, священника и диакона - совершаются сходным образом. Их надлежащее место — в Евхаристической литургии.

39. Основной обряд таинства Священства состоит — для всех трех степеней — в возложении епископом рук на голову посвящаемого и в специальной посвятительной молитве, которая просит Бога ниспослать Духа Святого и дать Его дары, соответствующие служению, на которое рукополагается кандидат (ср. Пий XII, апостольская конституция, Sacramentum Ordinis:DS 3858)

40. Как во всех таинствах, его совершению сопутствует ряд дополнительных обрядов. Эти обряды могут сильно отличаться друг от друга в разных литургических традициях — Восточно-Православных или Западно-Католических — но имеют одну общую черту: в них выражены многочисленные аспекты благодати таинства. Так, в начальных обрядах в Западной Церкви — представление и избрание посвящаемого, проповедь епископа, вопрошание посвящаемого, литания всем святым — свидетельствуют о том, что выбор кандидата был сделан согласно обычаю Церкви. И они подготавливают к торжественному акту посвящения, после которого множество обрядов символически выражают и завершают совершаемую тайну: для епископа и священника — помазание святым миром, знамение особого помазания Духа Святого, делающего плодотворным их служение; вручение Евангелия, перстня, митры и посоха епископу в знак его апостольской миссии возвещения Слова Божия, его верности Церкви, Невесте Христовой, его должности пастыря стада Господня; вручение священнику патены и чаши, «приношения народа святого», которое он призван приносить Богу; вручение Евангелия диакону означает, что он облечен миссией возвещать Евангелие Христово.

Кто может совершать это таинство?

41. Христос Сам выбрал апостолов и сделал их участниками Своей миссии и Своей власти. Вознесенный к деснице Отца, он не покидает Своего стада, но хранит его через апостолов Своим постоянным покровительством и поныне руководит им через тех самых пастырей, которые сегодня продолжают Его дело.

42. Именно Христос «поставляет» одних апостолами, другим — пастырями. Он проделает действовать через епископов (Еф.4:11).

43. Поскольку таинство Священства есть таинство апостольского служения, епископам как преемникам апостолов надлежит передавать «духовный дар» и апостольскую линию. Епископы, законно посвященные, то есть продолжающие линию апостольского преемства, могут законным образом совершать все три вида таинства Священства. 

Кто может принимать это таинство?

44. Только крещеный мужчина может законно получить святое рукоположение. Господь Иисус избрал мужчин, чтобы образовать коллегию двенадцати апостолов, и апостолы затем делали то же самое, выбирая себе сотрудников, которые станут их преемниками в исполнении их миссии (Св. Климент Римский, Послание к Коринфянам 42,4; 44,3:PG 1,292-293;300). 

45. Епископская коллегия, с которой пресвитеры соединены в священстве, делает присутствующей и осуществляет — до возвращения Христа — коллегию двенадцати апостолов. Церковь признает себя связанной этим выбором, сделанным Самим Господом. Поэтому рукоположение женщин невозможно.

46. Никто не обладает правом получать таинство Священства, потому что никто не может присваивать самому себе эту должность. К ней призывает Бог (Ср. Евр 5:4).

47. Тот, кому представляется, что он распознает в себе знаки Божьего призвания к священству, должен смиренно предложить свое желание на рассмотрение церковных властей, которым принадлежит ответственность и право призвать человека принять Священство. Как всякая благодать, это таинство может быть принято только как незаслуженный дар.

48. Все рукоположенные служители Старокатолических Церквей Всемирного Совета Национальных Католических Церкви, обычно выбираются из числа верующих, состоящих в браке: «Но епископ (ἐπισκοπῆς) должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (ср. 1 Тим 3:2).

49. В Католической церкви до Второго Латеранского собора в 12 веке всем священнослужителям разрешалось вступать в брак (включая епископов), поэтому Старые Католические Церкви ВСНКЦ продолжают эту надлежащую практику, основанную на Евангелии и Традиции Первоначального Католической Церкви. Хорошо известно, что святой Петр был женат, поэтому все его истинные наследники — исключительно те, кто женаты: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим 3:5).

50. Не имеет значения, принимается ли таинство священства до или после таинства брака. Эти два таинства не противопоставлены, а дополняют друг друга независимо от порядка получения.

51. Церковные служители также могут свободно принимать безбрачие, но по доброй воле, а не по каноническому праву. Авторитетный священнослужитель может жениться по своему желанию в любое время. Священнослужитель может быть женат только один раз. Если его жена умерла, он больше не может жениться.

ГЛАВА V.
Последствия таинства Священства

Неизгладимая печать (характер)

52. Это таинство уподобляет Христу силою особой благодати Духа Святого с целью служения орудием Христа для Его Церкви. Рукоположением дается полномочие действовать как представитель Христа, Главы Церкви, в Его тройной функции Священника, Пророка и Царя.

53. Как в случае Крещения и Миропомазания, это участие в функции Христа даруется раз и навсегда. Таинство Священства также налагает неизгладимую духовную печать (характер) и не может быть ни повторено, ни дано временно.

54. Законно рукоположенный человек может, конечно, если есть на то веские причины, быть освобожден от обязательств и функций, связанных со священством, или запрещен в их исполнении, но он не может вновь стать мирянином в строгом смысле этого слова, ибо печать, наложенная рукоположением, остается навсегда. Призвание и миссия, полученные в день рукоположения, отмечают его непреложным образом.

55. Поскольку в конечном счете именно Христос действует и совершает спасение через рукоположенного священнослужителя, недостоинство последнего не препятствует действию Христа. Св. Августин утверждает:

«Что до служителя, предающегося гордыне, он принадлежит диаволу. Но дар Христов этим не осквернен, то, что через него изливается, сохраняет свою чистоту; то, что проходит через него, остается прозрачным и достигает плодоносной почвы … Духовная сила таинства ведь подобна свету: те, кто должен быть освещен, получают ее во всей ее чистоте, и если свет проходит через нечистых, сам он при этом остается незапятнанным» (Св. Августин, Трактат на Евангелие от Иоанна 5, 15:PL 35,1422).

 

 

Благодать Духа Святого

56. Благодать Духа Святого, присущая этому таинству, есть благодать уподобления Христу Священнику, Учителю и Пастырю, Чьим служителем поставлен рукоположенный.

57. Для епископа это, прежде всего, благодать силы — «Дух, творящий начальствующих»: молитва посвящения во епископаты в латинском обряде (ср. Римский Понтификал, Рукоположения Епископов 26, Молитва Консекрации; cр. 13;16).

58. Это благодать вести и защищать с решимостью и мудростью свою Церковь как отец и пастырь, с бескорыстной любовью ко всем и особенно к бедным, больным и нуждающимся. Эта благодать побуждает его проповедовать Евангелие всем, быть образцом для своей паствы, предшествовать ей на пути освящения, отождествляя себя в Евхаристии со Христом — Священником и жертвой, не страшась отдать свою жизнь за своих овец:

Дай, Отче, ведающий сердца,
слуге Твоему, Тобою избранному для епископства,
стать пастырем святого Твоего стада и исполнять по отношению к Тебе
безупречно высшее священство, служа Тебе днем и ночью;
без устали испрашивать Твою милость
и приносить дары святой Твоей Церкви;
иметь силою духа высшего священства власть
отпускать грехи, согласно Твоей заповеди,
распределять должности согласно Твоему повелению,
разрешать всякие узы силою власти, данной Тобою апостолам;
быть благоугодным Тебе своей кротостью и чистым сердцем,
вознося Тебе благоухание
через Твоего Сына Иисуса Христа…
(Римский Понтификал, Рукоположения Епископов 26, Молитва Консекрации;  cр. Св. Ипполит, Апостольское предание 3 SCh ll,44-46).

59. Духовный дар, который дает рукоположение во священника, находит выражение в следующей молитве, принадлежащей византийскому обряду. Епископ в момент возложения рук, кроме всего прочего, говорит:

Господи, исполни даром Духа Святого того,
кого Ты удостоил возвышения в священническое достоинство,
чтобы он был достоин безупречно предстоять у Твоего престола,
возвещать Евангелие Царства Твоего,
совершать служение Твоего слова истины,
приносить Тебе духовные дары и жертвы,
обновлять Твой народ купелью возрождения;
так, чтобы сам он шел навстречу
нашему великому Богу и Спасителю Иисусу Христу, Твоему единому Сыну,
в день Его второго пришествия,
и чтобы он получил от Твоей безмерной благости
награду за верное исполнение своего священства
(Византийская литургия, Евхологий).

60. Что касается диаконов, то они, укрепленные благодатью таинства, служат Народу Божию в «диаконии» литургии, слова и любви, в общении с епископом и его пресвитерами.

61. Перед величием и благодатью священнической миссии святые учители Церкви ощущали настоятельный призыв к обращению, чтобы всей жизнью своей соответствовать Тому, Чьими служителями поставляло их таинство. Так, св. Григорий Назианзский, будучи совсем юным священником, восклицает:
«Подобает прежде очистить себя самого, а затем уже очищать других; быть ученым, чтобы иметь возможность учить; стать светом, чтобы освещать; приблизиться к Богу, чтобы приблизить к нему других; быть освященным, чтобы освящать; вести за руку и советовать разумно. Я знаю, Чьи мы служители, на каком уровне находимся, и Кто Тот, к Кому мы направляемся. Я знаю величие Бога и слабость человека, но также и силу его. [Кто же он такой, священник? Он —] защитник истины, он возносится с ангелами, прославляет с архангелами, приносит на алтарь жертвенные дары, участвует в священстве Христа, преобразует творение; он восстанавливает [в творении] образ [Божий], вновь созидает ее для высшего мира, и — самое важное — он обожен и сам обоживает»
(Св. Григорий Назианзин, Оратион 2,71,74,73:PG 35,480-481).

А святой Арский кюре говорит:
«Именно священник продолжает дело искупления на земле... Если бы хорошо понимали, кем является священник не земле, то умирали бы не от страха, а от любви...Священство —  это Любовь Сердца Иисусова...»
(Святой Иоанн Вианней, цитируется по Б. Ноде, Иоанн-Мария Вианней, Curé d 'Ars, 100).

Вкратце о Священстве

Св. Павел говорит своему ученику Тимофею: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим 1,6), и «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим 3,1). Титу он говорил: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит 1,5).

Вся Церковь — народ священнический. Благодаря Крещению, все верные участвуют в священстве Христа. Это участие называется «общим священством верных». На его основе и для служения ему существует другое участие в миссии Христа, передаваемое через таинство Священства, миссия которого — служить в лоне общины именем Христа и в лице (in persona) Христа-Главы.

Служебное священство существенно отличается от всеобщего священства верных, потому что оно дает священную власть для служения верным. Рукоположенные священнослужители совершают свое служение Народу Божию посредством учительства (munus docendi), богослужения (munus liturgicum) и пастырского управления (munus regendi).

С древнейших времен служебное священство, получаемое через таинство, преподается и исполняется на трех уровнях: епископском, пресвитерском и диаконском. Священство, даруемое таинством на всех уровнях, незаменимо в органической структуре Церкви: без епископа, священников и диаконов не может быть речи о Церкви (ср. Св. Игнатий Антиохийский, глава 3,1).

Епископ получает всю полноту таинства Священства, которое включает его в коллегию епископов и делает его видимым главой вверенной ему отдельной Церкви. Епископы как преемники апостолов и член коллегии участвуют в апостольской ответственности и в миссии всей Церкви под единством Всемирного Совета Национальных Католических Церквей, образованного автокефальными церковными провинциями, и возглавляемые Патриархом, как символом единства первого среди равных. 

Священники едины с епископами в священническом достоинстве и в тоже время зависят от них в исполнении своих пастырских функций; они призваны быть мудрыми сотрудниками епископов; вокруг своего епископа они образуют пресвитерий, который вместе с епископом несет ответственность за отдельную Церковь. Епископ доверяет каждому из них ответственность за приходскую общину или определенную церковную функцию.

Диаконы — служители Церкви, рукоположенные для исполнения задач служения Церкви; они не получают служебного священства, но рукоположение наделяет их важными функциями в служении Слову Божиему, в совершении богослужений, в пастырском управлении и в делах благотворительности. Эти обязанности они должны исполнять под пастырским руководством своего епископа.

Таинство Священства преподается через возложение рук, которому сопутствует торжественная посвятительная молитва, просящая у Бога для посвящаемого благодать Духа Святого, необходимую для его служения. Рукоположение налагает на получающего его неизгладимую печать таинства (характер).

Церковь преподает таинство Священства только крещеным мужчинам, способности которых к священническому служению были должным образом признаны. Ответственность и право избрания для принятия священства принадлежат церковной власти.

В Старокатолических Церквях ВСНКЦ Таинство Священства может быть назначено кандидатам, состоящим в браке или свободно решившим жить в безбрачии. 

В Старокатолических Церквях ВСНКЦ благословение однополых союзов и рукоположение женщин в Священный Сан невозможны. 

Именно епископы даруют таинство Священства в трех степенях.

 

 

Мы подтверждаем этот Совет во имя Господа Иисуса!
Раб, (Хорватия),
с 1 по 3 октября 2021 года.

 

in Nomine Domini Nostri Jesu Christi

 

Монс. ✠ ПАВЕЛ БЕГИЧЕВ

Генеральный секретарь 

 

✠ ЛЕОНАРДО

Патриарх